English version
 
   ПРЕССА. СМИ


Живопись соображения
Юбилей Юлии Туркиной в Консерватории

В Рахманиновском зале прошел вечер профессора Московской консерватории Юлии Туркиной, отметившей 85-летие.

Как сделать, чтобы первый совместный концерт двух пианистов не стал последним совместным выступлением? Спросите об этом у Юлии Андреевны Туркиной. 63 года она и ее сестра — Галина Андреевна — играли в фортепианном дуэте. И сколько радости они доставили за все эти годы публике! Сколько слез мне довелось видеть на глазах тех, кто сидел в зале и слушал Первую сюиту С. Рахманинова для двух фортепиано в исполнении сестер Туркиных! Туркины владели секретом дуэтного долголетия: их репертуар составляли только те сочинения, которые поддерживали состояние влюбленности друг в друга, в совместное музицирование. Их любимым композитором был Сергей Рахманинов. В его дуэтной музыке они нашли «ключ» к загадочной русской душе: «и ночь, и любовь», и неподдельную грусть, и молодецкую удаль, и красоты русской природы, и величаво-державную «колокольность», и, между прочим, эротику...

Сестры Туркины объездили с концертами весь Советский Союз. Но вот за границу «вырваться» смогли только в 1994-м году. Их первое загрантурне инспирировал американский композитор-электронщик Джон Эпплтон.

Во многом благодаря его усилиям состоялся и московский юбилейный вечер Юлии Туркиной: из четырех сочинений, прозвучавших в концерте, три написаны американским гостем. Дж.Эпплтон — создатель синклавира, цифрового компьютера второго поколения, на котором была записана почти вся голливудская музыка 80-х годов. «Акустические» же его опусы лишены мудреных технологий и зашифрованных выразительных средств и потому одинаково доступны восприятию и филармонического старожила, и случайно забредшего в концертный зал неформала из среды молодежной богемы. Открыто, вдохновенно и в то же время почти с компьютерной точностью была воспроизведена партитура Виолончельной сонаты Эпплтона Александром Загоринским и его партнершей по дуэту Юлией Туркиной. Автора эта интерпретация приятно удивила. В незамысловатой музыке сонаты московским музыкантам удалось открыть внемузыкальные смыслы и даже проявить нейгаузовскую «живость соображения». Здесь, как и в Пяти русских песнях для виолончели и фортепиано Анатолия Самонова, пригодилось «чувство локтя» Юлии Туркиной, выработанное годами дуэтной игры.

Она сохранила способность не только быстро переключаться во время исполнения, на ходу подхватывая инициативу от партнера, но и уступать подчас вполне обоснованным его «притязаниям».

Студент консерватории Григорий Соловьев (бас) был третьим нелишним в «Сомнении» М. Глинки. Публика всколыхнулась: неужели новый Шаляпин? (не путайте со звездным «фабрикантом»).

Синхронности ритмических переживаний, упругости фразировки удалось добиться в Концерте для фортепиано с камерным оркестром. Это была мировая премьера сочинения, волнительная и для его автора, и для Туркиной, никогда прежде не выступавшей в роли солистки с оркестром. Успех с ними заслуженно разделил дирижер камерного оркестра «Времена года» В. Булахов, который трудился не над расшифровкой кода композиторской сверхзадачи (до чего публике совершенно нет дела), но над «звуковой плотью» — музыкой от двух интерпретаторов: пианистки и оркестра. Юлия Андреевна Туркина доказала, что нет предела любви к музыке. И пригласила публику на очередной свой юбилей.

Газета «Культура»
25 — 31 января 2007
Людмила Осипова