English version
 
   ПРЕССА. СМИ


Отзыв о фестивале «Времена года»

«Времена года» подросли не по годам В Большом зале Филармонии открылся третий фестиваль «Времена года», посвященный, на этот раз, музыкальным традициям России и Франции. Владимир Раннев побывал на концерте и счел, что третье явление оркестра «Времена года» — эталон для многих камерных коллективов. Пролог концерта оказался отталкивающе водевильным. На сцене появился лощеный конферансье, наряженный в униформу опереточного ловеласа — полосатый сюртук и люрексовый бант вокруг шеи. Казалось, сейчас он объявит цыганский хор и какую-нибудь «несравненную Клеопатру Жемчужную». Однако нет. Голосом «работают все радиостанции» он принялся невыносимо долго перечислять спонсоров фестиваля. Вдобавок ко всему назвал худрука «Времен года» Владислава Булахова «дирижером-маэстро» — типа «водитель-шофер». Но вот, наконец, конферансье закончил пьесу и уступил сцену оркестру. «Времена года» заиграли, и заиграли неожиданно хорошо. А если принять во внимание общий уровень концертного исполнительства в Петербурге в последнее время — редкостно хорошо. Третий год Владислав Булахов проводит фестиваль своего оркестра в городе, и всякий умеющий слушать услышит: уровень его игры растет не по годам. Их Симфониетта Альбера Русселя прозвучала безупречно, хотя исполнение и грешило недостатком выдумки. Но раскованность приходит во время игры. И уже Концерт для скрипки с оркестром Александра Чайковского — новоиспеченного ректора петербургской консерватории — растекся по залу гипнотизирующими мелодическими волнами. А скрипка солиста Левона Амбарцумяна воскресила самое загадочное качество игры Давида Ойстраха: предельную интенсивность звука без нарочитого форсирования, без нажимов и толчков. Завершили первое отделение несколько старинных французских песен. Исполнявший их Дмитрий Степанович оказался колоритным здоровяком с хорошим французским прононсом. Яркие актерские данные певца, конечно, тронули публику, но его безыскусный баритон и расхлябанная вокальная техника сорвали лишь скромные благодарственные аплодисменты. Однако, как выяснилось, самые сильные впечатления предстояло пережить после антракта. «Времена года» взялись за Скрипичный концерт Жан-Мари Леклера, композитора эпохи французского классицизма. Приятно удивило игнорирование побитого молью аутентизма, которым кормят публику последние тридцать лет early music-монополисты. Живая, заразительная, но в то же время стилистически корректная манера «Времен года» декорировала изысканную ткань концерта современными, динамичными деталями. И совершенным открытием для знатоков старинной манеры стала игра солиста Александра Брусиловского, одолевшего прихотливую орнаментику своей партии с редкой легкостью. Петербургская премьера Concerto lontano для фортепиано с оркестром Родиона Щедрина завершила программу. На фестивале будет исполнен еще авторский концерт Щедрина: в Малом зале Филармонии сыграют сочинения композитора последних лет, уже отмеченные восторгами западной публики и прессы. Такими же эмоциями наградил Concerto lontano и петербургский слушатель. Овация композитору отозвалась вполне заслуженной похвалой оркестру, уровень которого достоин зависти коллег-конкурентов.

Газета «Коммерсант»,
16 февраля 2005 г.